Loading...

Автомобилист

Автомобилист

ВК "Автомобилист"

«Автомобилист» - самый титулованный клуб Ленинграда/Санкт-Петербурга в игровых видах спорта, один из старейших волейбольных клубов России. Свою историю клуб ведёт с 1935 года, когда по инициативе Анатолия Николаевича Дмитриева в ленинградском отделении общества «Спартак» была создана волейбольная команда. До 1970 года – «Спартак», до 2000 года – «Автомобилист», до 2005 года – «Балтика», до 2008 года «Спартак».

Цвета волейбольного «Автомобилиста» - сине-бело-красные.

Домашняя арена - Академия Волейбола имени В.А. Платонова.

Достижения:

Пятикратный чемпион страны (СССР - 1938, 1939, 1957, Россия - 1992, 1993).

Многократный серебряный призер чемпионатов страны (СССР - 1940, 1976-1982, 1990).

Многократный бронзовый призер чемпионатов страны (СССР - 1958, 1972-1975, 1985, 1987-1989, Россия - 1995).

Обладатель Кубка СССР (1983, 1989).

Обладатель Кубка обладателей кубков европейских стран (1982, 1983).

Обладатель Кубка Европейской конфедерации волейбола (1988, 1989).

 ***

Ленинградский «Спартак» с момента основания в 1935 году стал одной из сильнейших команд страны. Своими первыми успехами «Спартак» обязан Анатолию Николаевичу Дмитриеву (1903-2000), который возглавил в 1932 году городскую секцию волейбола. Вначале Дмитриев инициировал переезд в Ленинград сильнейших игроков страны, включая харьковчанина Алексея Барышникова. А когда в СССР создавались спортивные общества, а впоследствии - клубы, Дмитриев выступил одним из главных инициаторов создания в ленинградском отделении общества «Спартак» волейбольной команды.

Летом 1935 года состоялось первое первенство ЦС «Спартак» по волейболу. Тогда это были соревнования самого высокого ранга. Наряду со спартаковскими коллективами Москвы и Ленинграда в них выступали команды Харькова и Днепропетровска, считавшиеся в то время одними из сильнейших в стране. Ленинградские волейболисты выступили успешно, проиграв всего одну партию.

В 1937 году впервые был проведен матч мужских волейбольных команд трех городов - Ленинграда, Киева и Днепропетровска. Ленинград представляла команда спартаковцев, ставшая победителем этого турнира. Свою высокую репутацию ленинградские спартаковцы подтвердили и в розыгрыше первого среди клубных команд чемпионата СССР, проходившего в 1938 году. Серьезную конкуренцию им составили московские одноклубники. Как писал Григорий Берлянд, "победители показали слаженную и осмысленную игру". Цвета ленинградского «Спартака» тогда защищали П.Арешев, A.Барышников, М.Балазовский, И.Филановский, А.Щербин, А.Эйнгорн, В.Сударевский, В.Якшевич.

На следующий год борьбу за первенство повели московские и ленинградские спартаковцы. Их поединок проходил в острой, увлекательной борьбе. И так затянулся, что судьи из-за темноты вынуждены были прервать его, ну а на следующий день верх взяли более опытные ленинградцы, выступавшие в том же составе, что и год назад.

Под знаком соперничества двух спартаковских команд проходил и чемпионат страны 1940 года, последний предвоенный чемпионат по волейболу. Сильнейшими на сей раз оказались москвичи, преподнесшие соперникам несколько тактических новинок. Готовил спортсменов Белокаменной к состязаниям Григорий Берлянд.

С точки зрения тактики довоенный «Спартак» отличали гармоничное сочетание мощного нападения, четкого, отработанного блока, цепкой защиты, умелых вторых передач, агрессивной подачи. Эффективно использовались нападающие удары «со столба». Разнообразная тактика «Спартака» строилась в зависимости от конкретных действий соперников. Одним из слагаемых успеха команды была коллективная игра.

В послевоенных чемпионатах «Спартак» не поднимался на пьедестал почета. Он не смог даже собраться в сильнейшем составе - остались только два волейболиста, получившие золотые медали. Тем не менее, когда сборная СССР в 1949 году стала первым чемпионом планеты, радость за ее успех в полной мере разделили и болельщики ленинградского «Спартака». Ведь под ее флагом играл Анатолий Эйнгорн.

Связь времен, прерванная Великой отечественной войной, восстановилась в «Спартаке» только когда один из сильнейших защитников отечественного волейбола, чемпион 1938 и 1939 годов Алексей Барышников вернулся в родной клуб со службы в Вооруженных силах СССР.

В 1956 году Барышников сделал мужскую сборную Ленинграда третьей на I Спартакиаде народов СССР (этот результат пошел в зачет чемпионата страны). В том же году было учреждено звание «Заслуженный тренер СССР». Алексей Барышникову среди волейболистов оно было присвоено в числе первых.

Подготовив отличный плацдарм, Барышников выиграл золотые медали в 1957-м с ленинградским «Спартаком». По свидетельству Григория Берлянда, "сильная команда родилась в Ленинграде. Новое поколение ленинградских спартаковцев Т.Томсон, Ю.Арашидзе, Г.Гайковой, М.Шаблыгин, А.Таль, В.Хорин, А.Цимлов, Ю.Худяков, В.Андреев и В.Габсевский под руководством опытного тренера А.Барышникова продолжило традиции спартаковской школы, заложенные в довоенные годы. В 1957 году ленинградцы стали вновь, после 18-летнего перерыва, чемпионами страны".

В 1958 году «Спартак», сохранивший костяк и пополнившийся В. Попченковым, В. Савченко, В. Тогатовым и Ю. Соколовым, выиграл бронзовые медали.

В 1959 «Спартак» составил основу команды Ленинграда, занявшей первое место на II Спартакиаде народов СССР (этот результат также пошел в зачет чемпионата страны). Главный тренер Николай Михеев, помогавший в 1956 году Барышникову тренировать сборную Ленинграда, собрал на площадке В. Андреева, Ю. Арошидзе, В. Артамонова, В. Астафьева, Г. Гайкового, В. Перцева, Ю.Сотского, Ю. Худякова, А. Цымлова, М. Шаблыгина. В той же сборной Ленинграда, выступавшей под флагом РСФСР, выиграл золотые медали и Вячеслав Алексеевич Платонов.

В дальнейшем, вплоть до конца 60-х, «Спартак» не показывал высоких результатов. По итогам 1962 года 24 мужские команды разделили на две группы. Ленинградцы, финишировавшие на 14 месте, оказались во второй группе чемпионата СССР.

Следующий чемпионат страны состоялся в 1965 году (в 1963 году его заменили очередной Спартакиадой народов СССР, а в 1964-м не проводили) стал знаменательным для «Спартака». В команду из ленинградского СКА пришел играть Вячеслав Платонов. А два года спустя, в 1967 году, Платонову пришлось возглавить красно-белых.

По итогам сезонов 1967/68 и 1968/69 «Спартак» с Платоновым занимал второе место во втором дивизионе (он назывался второй группой чемпионата СССР). В 1969 году этот результат дал право ленинградской команде вернуться в высшую лигу отечественного волейбола. Успех принесли капитан команды А. Федотов, А. Сапрыкин, А. Визжачев, В. Воронов, А. Хохлов, В. Ребров, Г. Скорбинин.

Но в элиту возвратился уже не «Спартак». Название команды сменилось на «Автомобилист». Для нее начиналась новая жизнь.

Успех пришел не сразу. Как вспоминает Григорий Берлянд, "вернув команду в высшую лигу, Платонов было решил, что, как играющий тренер, сделал свое дело, и сел на скамейку. Но так вышло, что его подопечные стали проигрывать в высшей лиге матч за матчем. И однажды к нему пришли ребята и сказали: давай раздевайся, Алексеич, а то мы улетим обратно в первую лигу. Что было делать тренеру? Пришлось отыграть до конца сезона. Тот сезон ленинградцы закончили шестыми.

На следующий год Платонов окончательно сел на скамейку, а его команда в чемпионате страны заняла уже 4-е место. Свой номер в команде и свои функции на площадке он передал одаренному волейболисту Славе Зайцеву, из которого впоследствии вырос мастер экстра-класса".

Уже в 1971 году нападающий «Автомобилиста» Александр Сапрыкин вызывается в сборную СССР. А в следующем, 1972 году Вячеслав Платонов открывает летопись своих достижений. Начиная с 1972 по 1989 год, когда Вячеслав Алексеевич покинул Ленинград, лишь дважды - в 1984 и в 1986 году – «Автомобилист» ничего не завоевывал в Советском Союзе или за его пределами (как раз в этот период у Платонова возникли первые серьезные проблемы со здоровьем).

В 1976 и 1977 годах старшим тренером команды был ее воспитанник и многолетний капитан А. Ф. Федотов. Вячеслав Платонов в это время работал в Кувейте, тренировал клуб «Кадиссия» и сделал ее двукратным чемпионом Кувейта. В 1978 году Платонов вернулся в «Автомобилист».

В сборную СССР от «Автомобилиста» регулярно входили В.Дорохов, А.Ермилов, В.Зайцев, Ю.Кузнецов, С.Грибов, А.Дилленбург, О.Смугилев, В.Сидельников, Ю.Чередник. Вячеслав Зайцев по сей день считается лучшим пасующим всех времен и народов мирового волейбола.

Ряд игроков клуба - В.Зайцев, В.Дорохов, А.Ермилов - завоевали в 1980 году высокие титулы чемпионов Олимпийских игр, мира и Европы. Чемпионами мира 1982 года стали С.Грибов и О.Смугилев.

Кроме воспитания выдающихся игроков и завоевания ряда трофеев, «Автомобилист» сказал новое слово и в тактике игры. Платонов разработал и внедрил на площадке такие новинки, как атака вторым темпом, блокирование "уступом", группировка при подаче соперника игроков зон 4,3 и 5 в зоне 4 для более гибкого и широкого использования выхода к сетке из зоны 5 связующего игрока.

Команда «Автомобилист» не просто располагала высокорослыми динамичными игроками. Благодаря высокой технико-тактической подготовке и отличной выучке она одной из первых в СССР начала демонстрировать "умный" комбинационный волейбол, близкий по содержанию к современной игре.

В 1989 году Платонов уезжает работать в Финляндию, главным тренером автомобилистов становится его многолетний напарник Зиновий Ефимович Чёрный. Им был создан первый в СССР хозрасчётный клуб — волейбольный центр «Автомобилист». Под руководством Чёрного команда дважды, в 1992 и 1993 годах, становится чемпионом России. 20 декабря 1994 года сердце талантливого тренера остановилось в зале одинцовской «Искры» через несколько минут после завершения игры с «Самотлором».

На тренерский мостик клуба возвращается Вячеслав Платонов. «Автомобилист», как и многие другие российские клубы, переживает отъезд ведущих волейболистов за рубеж и непростое финансовое положение. Команда из Санкт-Петербурга после 1995 года не показывала высоких результатов, а по итогам чемпионата России-1997/98 даже покинула на год сильнейший дивизион, суперлигу. В этих условиях Вячеслав Платонов был вынужден сделать ставку на молодых игроков, работать на перспективу. В тяжёлом для команды 1998 году в основном составе «Автомобилиста» впервые вышел на площадку 17-летний Семён Полтавский, переехавший в Петербург из Одессы вместе со своим братом Владимиром и Максимом Проскурнёй.

Летом 2002 года, когда команда, уже называвшаяся к тому времени «Балтикой», лишилась своих лидеров (Максим Проскурня перешёл в «Динамо», а Семён Полтавский — в итальянскую «Монтикьяри»), стало совсем тяжело. «Балтика» завершила чемпионат на 10-м месте. А в 2005-м, когда пивоваренная компания «Балтика» из-за запрета рекламы пива отказалась от финансирования клуба, команда, снова ставшая «Спартаком», выбыла из Суперлиги. В ночь на 26 декабря 2005 года умер Вячеслав Алексеевич Платонов. Незадолго до смерти Платонова в Санкт-Петербурге открылась его Волейбольная академия.

В сезоне-2005/06 «Спартак» занял последнее место в высшей лиге «А» и «транзитом» проследовал в третий эшелон российского чемпионата. Первенство команд высшей лиги «Б»-2006/07 «Спартак» под руководством Андрея Владимировича Толочко завершил на 5-м, а следующее — на 7-м месте в зоне Европы.

Осенью 2008 года «Спартак» вновь был переименован в «Автомобилист», команда усилилась тремя опытными игроками — Алексеем Кадочкиным из «Урала», Евгением Быхаловым («Югра-Самотлор») и Виталием Сальным (ГУВД-«Динамо»). Под руководством нового наставника, заслуженного тренера Украины Сергея Владимировича Побережченко, «Автомобилист» уверенно победил в зоне Европы высшей лиги «Б» и первенствовал в финальном турнире, завоевав тем самым путёвку в высшую лигу «А».

В межсезонье из команды ушли трое "новичков" (Быхалов, Кадочкин, Сальный), доигровщик Игорь Елисеев стал игроком команды «Динамо-ЛО» (Сосновый Бор).

Пришли в «Автомобилист» центральные блокирующие Дмитрий Дик («Зоркий») и Сергей Червяков («Югра-Самотлор»), связующий Игорь Костянников («Университет»), доигровщики Дмитрий Макаренко («Зоркий») и Дмитрий Бакулин (ГУВД-«Динамо»).

Сергей Побережченко перешёл на работу в клуб украинской суперлиги «Будивельник-Буковина» (Черновцы). Главным тренером "Автомобилиста" вновь стал Андрей Толочко.

В сезоне-2009/10 петербургский коллектив стал одним из открытий высшей лиги «А», заняв 4-е место; а в чемпионате-2010/11 досрочно финишировал на втором месте, завоевав право на возвращение в Суперлигу, причём добиться этого достижения команде удалось вопреки нестабильному финансовому положению, без привлечения группы опытных игроков, а за счёт сыгранности состава, основу которого составляли собственные воспитанники клуба.

Летом 2011 года из команды ушли 7 волейболистов, трое из них усилили клубы Суперлиги: диагональный Денис Земчёнок и либеро Артём Зеленков стали игроками краснодарского «Динамо», а доигровщик Дмитрий Леонтьев перебрался в «Газпром-Югру». Из-за финансовых проблем только менее чем за месяц до старта чемпионата России-2011/12 руководство «Автомобилиста» подтвердило, что команда примет в нём участие.

По итогам сезона-2011/12 команда, одержавшая в чемпионате лишь 4 победы при 22 поражениях, не смогла сохранить прописку в Суперлиге. В межсезонье главный тренер Андрей Толочко был приглашён в «Газпром-Югру», вместе с ним в Сургут переехали связующий Сергей Шульга, диагональный Владимир Пархута и либеро Виктор Белов. 14 сентября 2012 года «Автомобилист» решением Исполкома Всероссийской федерации волейбола был переведён в высшую лигу «Б». Перед стартом в третьем эшелоне российского чемпионата команду возглавила известная по работе в системе «Ярославича» и казанского «Зенита» заслуженный тренер России Татьяна Васильевна Образцова. С прошлого года в составе остались Александр Хайбулов и Антон Васильев, под знамёна «Автомобилиста» в новом сезоне была призвана группа 17-летних учащихся интерната олимпийского резерва.

Перед началом сезона-2013/14 президентом клуба стал Борис Коптин, известный по работе в комитете по внешним связям Санкт-Петербурга, а прежний многолетний руководитель «Автомобилиста» Владимир Самсонов занял должность вице-президента. На пост главного тренера команды вернулся Андрей Толочко, её состав усилили опытные волейболисты, среди которых мастера спорта Владимир Сухарев, Алексей Люстровой, чемпион России 1999 года Сергей Самсонов и воспитанник петербургского клуба Андрей Нырцов. «Автомобилист» занял 3-е место на предварительном групповом этапе, 2-е — в полуфинале зоны «Запад», 3-е в финале высшей лиги «Б» и стал участником переходного турнира в «Волей Граде», по итогам которого вместе с челябинским «Торпедо» завоевал путёвку в высшую лигу «А». По окончании сезона Толочко перешёл в тренерский штаб «Ленинградки», а наставником «Автомобилиста» стал его прежний помощник Евгений Лебедев.

В сезоне-2014/15 петербуржцы заняли 9-е место в первенстве высшей лиги «А». В сентябре 2015 года диагональный «Автомобилиста» Сергей Пирайнен в составе молодёжной сборной России завоевал золотую медаль на чемпионате мира в Мексике. По ходу сезона-2015/16 «Автомобилист» стал испытывать серьезные материальные трудности и по финансовым причинам не смог поехать на матчи 12-го тура чемпионата России Высшей лиги «А» в Георгиевск, где должен был сыграть с местной командой «Газовик-Ставрополь». Это второй случай, когда петербуржская команда не смогла прибыть на выездные матчи. За невыезд в Грозный на игры 8 тура 19 и 20 декабря «Автомобилист» уже был оштрафован и лишился двух очков.

В соответствии с п.15.4 "Регламента ВФВ" за нарушение "Регламента ВФВ" и "Положения о чемпионате России" (пропуск четырех матчей чемпионата России среди мужских команд высшей лиги "А") решением Исполкома Всероссийской федерации волейбола от 29 января 2016 года команда была отстранена от дальнейшего участия в чемпионате России 2016 г.

 

Аннулированы все результаты, показанные командой "Автомобилист" в чемпионате России 2016 г.   До выплаты штрафных санкций запрещены переходы игроков из клуба "Автомобилист".

Выдержка из сообщения пресс-службы ВК "Автомобилист":

Как известно «Автомобилист» имел лишь один источник финансирования – из бюджета города. Благодаря помощи Администрации Санкт-Петербурга команда все последние годы играла в чемпионате страны, однажды добившись права играть в элите российского волейбола. Но, к сожалению, одного бюджетного финансирования в нынешних экономических условиях недостаточно. И тем более добиваться приемлемого результата. В это сезон команда вступила практически одними своими воспитанниками, пригласив всего одного игрока. Больше половины состава – это игроки 18-20 лет, которые очень перспективные, но пока не имеют должного опыта. В результате после первого круга команда прочно осела на последней строчке турнирной таблицы.

На протяжении почти десяти последних лет руководство клуба прилагало максимум усилий, чтобы сохранить волейбольную команду в городе Санкт-Петербурге. Причем, команду, которая до сих пор является самой титулованной в городе и имеет славное прошлое. Все усилия по привлечению внебюджетных средств ни к чему не привели. К сожалению, петербуржский бизнес пока не рвется вкладывать деньги в спорт.

Официальный сайт: http://www.vcavtomobilist.ru/

комментировать

На
Главную
Страницу